Галлерея О художнике Фотогалерея Мастерская Контакты с Анной Павловой

Творческая мастерская технического дизайна


Как нас найти:


Прямо пойдешь…


Итак, наш конечный пункт – Хитровский переулок, дом 3, строение 1, Радиолюбительский клуб «Рател». А начинаем маршрут от станции метро «Китай-город».


Выходим из м. «Китай-город» по указателю в сторону Солянки. Перед нами – Славянская площадь.



Слева-церковь Всех Святых на Кулишках



Направо вверх идет Солянский проезд.Вообще, этот маршрут проходит по холмам и горкам Москвы. Так что, тренировка перед занятиями очень даже полезна.



Назван в конце XIX — начале XX веков по улице Солянка, началом которой фактически и является.


Проходит на восток, сразу направо от него уходит Солянский тупик.



На перекрёстке с улицей Солянка переулок заканчивается и продолжается далее как улица Забелина. Это наш первый маршрут. На плане на сайте-красный.(Второй пойдет по улице Солянка. Но мы идем прямо по улице Забелина круто вверх.)



(До 1961 года — Большой Ивановский переулок, по находящемуся здесь Ивановскому монастырю (на плане 1631 года переулок назван Иконный). Переименован в честь выдающегося русского историка Ивана Егоровича Забелина, автора ряда книг об истории Москвы. Имя Забелина появилось на карте Москвы ещё в 1910 году. Тогда оно было присвоено Кремлёвскому проезду у Исторического музея — И. Е. Забелин был одним из основателей и первым директором музея. Но в 1931 году проезду было возвращено старое название.


Улица Забелина сейчас с широкой пешеходной зоной.



Справа стена и башенки Ивановского монастыря.





Под стеной - монастырская лавка с вкусным хлебом. А за поворотом – монастырская трапезная, где можно пообедать.



В конце улицыЗабелина на самой горке стоитЦерковь св. князя Владимира в Старых Садах.





Самая известная в Москве церковь, освященная во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь в христианскую веру в 988 году, находится в Старосадском переулке на Ивановской (или Алабовой) горке близ Кулишков. На нее открывается прекрасный вид со стороны Солянки и Славянской площади – в древности эта церковь была домовой при загородном великокняжеском дворе, и считалась дворцовой, а потом стала обыкновенным приходским храмом.


Эта местность известна в московской истории с начала XV века – Владимирская церковь впервые упоминается в 1423 году в духовной грамоте (завещании) великого князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. Здесь, в живописнейшем месте с бором недалеко от Кремля и был впервые построен его летний дворец с домовой церковью, освященной во имя великого предка русских и московских князей. Здесь же, по соседству, в Трехсвятительском переулке стоял загородный дом московского митрополита, что доказывает, насколько привилегированной была эта территория в старину.


Историки полагают, что именно великий князь Василий Дмитриевич, а не его внук Иван III, впервые разбил тут, при дворце, знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями – их свежие плоды подавали прямо на стол государю, а между Покровкой и Мясницкой еще долго стояли яблочные торговые ряды. И замысел своего деда с размахом осуществил великий князь Иван III, разбивший тут огромный Государев Сад – его владения простирались от Ивановской Горки до самого Васильевского луга на Москворецкой набережной. Когда позднее, в XVI веке Государев Сад был разбит в Замоскворечье на Софийке – в немалой степени для того, чтобы обезопасить Заречье от пожаров и освободить эту территорию от жилых домов, дабы не подвергать их постоянной опасности, – то Государевы сады при великокняжеской резиденции на Кулишках стали именовать Старыми Садами, что и осталось в памяти названии местного Старосадского переулка.


Рядом, в районе нынешнего Хохловского переулка поселились и государевы садовники, ухаживавшие за деревьями, потому и переулок этот в древности назывался Садовническим.



Позднее эту территорию заселили выходцы из Малороссии, отчего местность стала называться Хохловкой. Мать царя Михаила Федоровича, инокиня Марфа возвела там великолепную Троицкую церковь, потом перестроенную в стиле «нарышкинского барокко» – ее старомосковский адрес был тот же, что и у Владимирской церкви – «в Старых Садах».


Новая эпоха в истории великокняжеской Владимирской церкви началась при сыне Ивана III, великом князе Василии III. В 1514 году после взятия Смоленска, он повелел заложить в Москве «на большом посаде за торгом» 11 городских приходских церквей – «каменных и кирпичных», а исполнить работу поручил своему придворному архитектору, знаменитому итальянскому мастеру Алевизу Фрязину, построившему в Кремле Архангельский собор. В числе этих новоустроенныххрамов были и Введенская церковь на Лубянке, и знаменитая церковь св. Варвары в Китай-городе у подножия Кремля, и Благовещенская церковь на Воронцовом поле (ныне Ильинская), и Алексеевская церковь в одноименном монастыре на Волхонке, и несохранившаяся Леонтьевская церковь «за Неглинной» близ Моховой – и Владимирская церковь в Старых Садах.


Есть версия, что именно Василий III повелел устроить в ней новый придел во имя свв. Кирика и Иулитты, хотя все данные свидетельствует о более позднем происхождении этого придела и относят время его появления ко второй половине XVII века. Так или иначе, но белая красавица-церковь, построенная мастером Алевизом, была освящена уже в 1516 году.


А вскоре рядом с ней вырос исполинский Ивановский монастырь, – по одному из преданий, основанный тоже Василием III в честь рождения у него наследника, нареченного Иоанном – будущего царя Ивана Грозного.





Есть в монастыре часовня св.Иоанна Предтечи с чудотворной иконой с обручем. Зайдите в часовню – вам там все расскажут, что говорить и что делать, чтобы ваше желание сбылось.



Место действительно продолжало оставаться «государевым», и с конца XVI века здесь стали охотно селиться бояре. В их числе были Шуйские – их старинные каменные палаты и сейчас стоит в тихом Подкопаевском переулке.


А у скромной, но именитой Владимирской церкви на Кулишках со временем появлялись замечательные соседи. Кроме упомянутых Троицкой церкви в Хохловке, Трехсвятительской при загородном митрополичьем дворе и палат Шуйских, в Колпачном переулке притаился полулегендарный дом гетмана Мазепы – теперь историки иногда сомневаются, были ли на самом деле эти палаты связаны с гетманом, или же это еще одна старомосковская легенда, которыми столь изобилует история Москвы.


Малороссы действительно жили в этой местности – об этом свидетельствует и местная топонимика, и название отрезка Покровки – Маросейка. А в Хохловском переулке, 7 до нашего времени сохранились палаты думного дьяка Емельяна Украинцева, который в конце XVII века возглавлял Посольский приказ и заведовал всей внешней политикой России. Именно он ездил в Константинополь заключать мир с турками, когда Петр I готовился к Северной войне. И возможно, именно он привез в Россию Ибрагима Ганнибала – предка Пушкина. Поразительно, но с именем поэта оказался потом связан и сам московский дом Украинцева на Хохловке.


В начале XVIII столетия думный дьяк попал в опалу за «злоупотребления», и в 1709 году его владение перешло другому государственному деятелю, князю М.М.Голицыну, участнику многих петровских баталий и командовавшего в Полтавской битве. А в 1770 году этот дом по игре истории вновь оказался в ведении внешнеполитического ведомства России – сюда на целый век переехал архив Коллегии иностранных дел «для хранения древних хартий и копий с договоров».


Вот на Ивановской горе старинный,


И стариной своей красив,


Образчик теремов, весь в окнах узких, длинный


Дипломатический Архив.


Для нашей юности дворянской


В нем основался быт гражданской:


Рассадник на Руси до нынешних годов


Вождей, сановников, певцов.


Писал о нем один московский поэт на рубеже XIX столетия. Однако архив более известен по другой, пушкинской цитате об «архивных юношах», чопорно глядевших на Татьяну Ларину. В знаменитых строфах упоминалось именно об этом архиве и его служащих – представителях, в основном, «золотой» дворянской молодежи, которая не хотела идти «по военной части», а архив был в те времена очень престижной службой. Среди сотрудников архива – и братья Веневитиновы, и В.Ф.Одоевский, и А.К.Толстой, и С.А.Соболевский. А в первой половине XIX века архивом управлял сам А.Ф.Малиновский, известный московский историк и друг графа Н.П.Шереметева, свидетельствовавший на его свадьбе с Прасковьей Жемчуговой. Именно под его руководством была подготовлена к публикации и впервые напечатана рукопись «Слова о полку Игореве». В этом здании архива Карамзин собирал материалы для «Истории Государства Российского», а Пушкин изучал подлинные документы, работая над «Историей Пугачевского бунта» и «Историей Петра». В мае 1836 года он был здесь в последний раз, и, уезжая домой, писал в дороге жене: «В архивах я был и принужден буду опять в них зарыться месяцев на шесть»… Этому уже не суждено было сбыться – больше Пушкин не приехал в Москву.


В 1874 году архив был переведен с Хохловки на Моховую, а палаты предоставили Московскому отделению Русского музыкального общества – в них разместились классы только что основанной Московской консерватории, еще не имевшей собственного здания на Большой Никитской. Когда его построили, в доме на Хохловке открылась нотопечатня Юргенсона, где впервые были изданы почти все творения П.Чайковского. Сам композитор как-то заметил в шутку, что и сам бы хотел поселиться в старинных, толстых стенах «отставного архива» – в пыльном и знойном, но очень тихом старомосковском переулке.


И нельзя не упомянуть о еще одной примечательной соседке Владимирской церкви – Государственной Публичной Исторической библиотеке, стоящей почти вплотную к зданию храма. Научная библиотека, или, как ее называют постоянные посетители, «Историчка», открытая в 1936 году, вобрала в себя фонды знаменитой Чертковской публичной библиотеки на Мясницкой улице, а также личную библиотеку крупнейшего историка Москвы Ивана Забелина. Ее старое трехэтажное здание в Старосадском переулке – сильно перестроенная двухэтажная усадьба XVIII века, которая стояла обращенная фасадом во двор, – хранит память о Достоевском. Здесь жили дальние родственники писателя – его любимая тетка Александра и ее муж, чаеторговец А. Куманин. Писатель часто гостил у них и описал хозяйку дома в образе старухи Рогожиной в романе «Идиот».


Юго-западная часть переулка в первой половине XVII века называлась Владимирская, или Садовническая улица, что было связано с её расположением в местности Сады, или Старые Сады, по которым назван соседний Старосадский переулок, и близостью церкви Князя Владимира, что в Старых Садах. С XVII века употребляется название Хохловский переулок по местности Хохлы или Хохловка, в которой селились украинцы; возникновение этого названия, по-видимому, связано с близостью к Маросейке, где в то время находилось Малороссийское (Украинское) подворье.


Хохловский переулок начинается от перекрёстка улицы Забелина и Малого Ивановского переулка, проходит на северо-восток, слева от него отходит Колпачный переулок, затем направо — Подкопаевский, после чего переулок поворачивает на север, доходит до церкви Троицы Живоначальной в Хохлах, вновь поворачивает на северо-восток и выходит на Бульварное кольцо между Хохловской площадью и Покровским бульваром.


Подкопаевский переулок начинается (слева по ходу) Морозовским садом.


Морозовский сад занимает площадь около половины гектара, это историческое место, получившее свое название от фамилии семьи Морозовых, владевших садом. Предшествующее название – Кокоревский сад – было дано в честь прежнего хозяина В. А. Кокорева. В Морозовском парке снималось множество советских и российских фильмов, это отличное место для прогулок в хорошую погоду.



Садик очень маленький и обойти его целиком не займёт много времени, а скамеек здесь совсем нет. Но зато здесь много деревьев и можно укрыться в тени, подышать свежим воздухом. И самое главное — во время заката отсюда открывается неповторимый вид на Кремль, церкви Ивановской горки и старинные крыши окрестных домов. Всё это потому, что парк расположился на небольшом возвышении. Говорят, что в 1980 году в одном из строительных котлованов обнаружился неразорвавшийся артиллерийский фугасный снаряд. История сада еще интереснее: бытует мнение, что этот небольшой участок зелени остался ещё от князя Василия III!













В 2001 году сад с усадьбой оказались в руках частного лица. Новый хозяин решил поступить с этим небольшим садом очень любопытно: старинную ограду выкинул, деревья вырубил, сделал подземную парковку… Сейчас правительство Москвы вынудило владельца открыть доступ в сад — в дневное время попасть сюда можно через неприметную калитку. Идти к Морозовскому парку надо по Подкопаевскому переулку, а затем останется подняться по ступенькам.


Первоначально (до 19 века) переулокназывался Никольским (название встречается уже в документе 1631 года) — по Церкви Никоаля Чудотворца, что в Подкопаях, а Подкопаевским же назывался переулок, носящий теперь название Подколокольный. Замена закрепилась, скорее всего, в связи с появлением в 1800-1802 годах Церкви Рождества Богородицы на Стрелке, под колокольней которой он начинается и поныне.



Современное название Подкопаевский сохраняет название местности — древнее село Подкопаево — которое объясняют тем, что здесь, в старину, под холмом на берегу реки Рачки добывали глину, подкапывая холм. Здесь же на углу нынешних Подколокольного и Подкопаевского переулков стоит Церковь Николая Чудотворца в Подкопаях, известная с 1493 года.


В 1493 году государь и великий князь Иван 3 после сильнейшего пожара, истребившего его дворец в Кремле, некоторое время жил у церкви Николы в Подкопаях, пока не был выстроен новый дворец.


В середине 17 века в приходе церкви Николы в Подкопаях находилась усадьба Лукьяна Голосова. По его фамилии был назван исчезнувший в 1745 гожу Голосов переулок.


Кварталы нечётной стороны Подкопаевского переулка входят в выявленный Объект культурного наследия «Достопримечательное место „Ивановская горка — Кулишки — Хитровка“».


Название МалыйТрехсвятительный переулок XVII—XVIII веков, дано по находящейся по соседству церкви. Хотя главный престол храма посвящён Живоначальной Троице, он получил известность в Москве по приделу во имя трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.


В 1924 году переулок был переименован в Малый Вузовский на основании того, что в одном из соседних переулков тогда открылось новое высшее учебное заведение. В 1994 году переулку возвращено историческое название.


Идем по Подкопаевскому до рыжего забора. Потом вдоль него, опять вверх.



В конце рыжего забора вход во двор со шлагбаумом. Заходим туда и идем вдоль кованного забора вниз.





Хохловский переулок дом 3 строение 1. «Рател»



Здесь вас научат всем видам росписи. Зайдете в надоевшей одежде, а выйдете в эксклюзивной.



Надежда Лебедева, художник-живописец, блогер. Персональный сайт nadart.ru.



Яндекс цитирования Rambler's Top100